004. Структура дифференциального алгоритма чтения

Как показали эксперименты, знание и умелое применение некоторых упражнений дают возможность извлекать «ядерное» значение в тексте быстро и надежно. Эти упражнения основаны на использовании дифференциального алгоритма чтения.
Как мы знаем, интегральный алгоритм чтения облегчает поиск нужной информации в тексте в целом. Для каждого отдельного предложения и абзаца подобную программу, конечно, составить нельзя. Однако для активизации чтения нужно заранее знать, что прежде всего следует отыскивать в каждом смысловом отрезке текста. Для этого и разработан дифференциальный алгоритм чтения (рис. 12).

Рис. 12. Дифференциальный алгоритм чтения
С его помощью можно разбивать каждый формально самостоятельный фрагмент текста на отдельные логические элементы (потому алгоритм и назван дифференциальным). Под отдельным логическим смысловым отрезком текста в данном случае мы понимаем каждый смысловой абзац текста. Следует помнить, что печатный и смысловой абзацы могут не совпадать. Для облегчения последующей работы рассмотрим каждый из блоков алгоритма отдельно.
Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия. Очень редко выступают в этой роли и местоимения, которые лишь замещают уже употребляемое ранее в тексте предметное (ключевое) слово. Очень часто смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.
Смысловые ряды, состоят из комбинаций ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание абзаца текста. Именно смысловые ряды являются основой «золотого ядра» содержания текста. Они бывают трех основных видов: именные, предикативные, фактографические.
Именной смысловой ряд обеспечивает функцию так называемой номинации, т. е. он дает наименование основному действующему лицу, предмету, например: «старыймастер». Именной смысловой ряд — это всегда пара слов, свернутая логическая конструкция, которая состоит из имени существительного и имени прилагательного. Имя прилагательное дает дополнительное определение: «мастер молодой», «мастервеселый». Обычно в сообщении бывает до трех прилагательных-определителей при одном существительном. Пример именного ряда слов:

Предикативный смысловой ряд показывает, что делает или что делается с предметом. Он бывает трех видов. Одноместный предикат: «мастер чеканит». Двухместный «мастер чеканит монету» — действие переходит на второй предмет, от мастера на монету. Трехместный: «мастер чеканит монету заказчику» — действие переходит на третий объект, на заказчика.
Пример трехместного предикативного смыслового ряда:

Фактографический смысловой ряд дает количественно-размерные, весовые и другие физические и техноэкономические характеристики и параметры объектов, процессов и явлений. Например: «мастеру 30 лет», «у мастера семья из 4 человек», «монета имеет вес 5 г» и т. п.
Пример фактографического смыслового ряда:

Таким образом, при чтении любого текста сознание соединяет ключевые слова в лаконичные, свернутые выражения смысловых рядов, несущие основной замысел автора. Текст как бы сжимается мгновенно мысленно конспектируется. В нем остаются только зерна смысла, «золотое ядро» на уровне непрерывных цепочек пар слов.
Но это только промежуточный этап свертки текста. Ключевые слова и смысловые ряды выявляются в самом тексте, который пока претерпевает лишь как бы количественные преобразования — сжимается, компрессуется. Однако кроме количественного анализа сообщение всегда подвергается и качественному преобразованию. Эта интеллектуальная операция соответствует третьему блоку алгоритма — выявлению значения. Замечено, что содержание прочитанного при пересказе люди почти никогда не излагают слово в слово. Мозг перекодирует воспринятое сообщение в соответствии с собственным опытом, собственной программой. Такое перекодирование происходит уже в самом процессе чтения. Этим как раз и отличается активное, омысленное продуктивное восприятие текста от механической зубрежки.
На основе смысловых рядов мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Таким образом, третий блок алгоритма отражает заключительный процесс перекодирования — выявление ядерного значения содержания текста. Решить эту задачу значит сформулировать и усвоить действительное значение того, что хотел сказать автор в конкретном отрывке. Выявление истинного значения (доминанты), таким образом, и является основной задачей чтения.