001. Быстрое чтение и артикуляция — несовместимы

Слова или язык, как они пишутся или произносятся, не играют никакой роли в моем механизме мышления. Психические реальности, служащие элементами мышления, это некоторые знаки или более или менее ясные образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и комбинированы.
А. Эйнштейн
Давайте попробуем разобраться в этом. Как мы уже отмечали, чтение тесно связано с речью. Именно от ее организации, а точнее, от реализации внутриречевых процессов зависит скорость и эффективность чтения. Доктор психологических наук Т. Н. Ушакова отмечает, что речь представляет собой «некоторый аппарат, переводящий смысл в слова, причем этот аппарат находится в тесной связи с сознанием и эмоциями человека; важной его особенностью является наличие в нем языковой системы, производимой сообществом людей и индивидуально усвоенной и используемой каждым человеком»

Внутриречевые процессы по своим характеристикам не могут быть идентичны внешней речи (т. е. быть «проекцией внешней речи»), потому что они «порождают» произносимую речь и сами организуются в соответствии с законами работы мозга, законами высшей нервной деятельности человека. Тот случай, когда человек «про себя» произносит внутренние монологи, представляет особый вариант речи, по существу, мало отличный от громко произносимой и вряд ли даже заслуживающей названия внутренней речи. Он представляет собой не что иное, как пример чтения с ярко выраженной артикуляцией.
По своей физиологической сути внутриречевые механизмы осуществляют функцию анализа и синтеза речевых сигналов. Одним из важных моментов является интеграция физиологических механизмов, сформированных в мозгу человека в прошлом опыте, при усвоении языка, с теми процессами, которые возникают в текущий момент под воздействием непосредственных впечатлений. Скрытые внутриречевые процессы образуют обширную область психофизиологических явлений, имеющих отношение к важнейшим функциям психики человека. Это еще раз подтверждает фундаментальность понятия «внутренняя речь» для процесса чтения.
Вместе с тем, как считают ведущие российские психологи, внутренняя речь хотя и связана с внешней самым тесным образом, однако закономерности преобразования первой во вторую до сих пор еще не ясны. Так, А. Н. Соколов пишет, что нейрофизиологический механизм внутриречевых процессов все еще остается недостаточно изученным.
Для анализа процессов внутренней речи психологи разработали модель, которую назвали «вербальная сеть» (от латинского verba — речь). Что это такое?
Под данной моделью следует понимать объединение, интеграцию базовых элементов внутренней речи с другими множественными временными связями и структурами головного мозга.
Согласно гипотезе Т. Н. Ушаковой, «вербальная сеть» является базой, на которой происходят закономерные изменения состояний. В ходе этих процессов активизируются одни структуры «вербальной сети» и тормозятся другие. Через специальный перекодирующий механизм внутри-речевые процессы трансформируются в команды артикуляторным органам и превращаются во внешнюю речь. Такие механизмы являются общими для всех людей. Есть основания полагать, что рассмотренная «вербальная сеть»участвует в реализации всех видов речевой деятельности человека, в том числе и процесса чтения. Единым звеном всех видов речевой деятельности является, таким образом,«вербальная сеть», представляющая собой естественную матрицу речевого опыта человека.

Многолетние наблюдения процессов подавления артикуляции при чтении убедили нас в том, что каждый обучающийся, правильно выполняющий упражнение «выстукиваниеритма», последовательно проходит определенные этапы — фазы освоения упражнения. Предваряя вопросы о трудностях, которые встретятся при его выполнении, необходимо разобраться в особенностях упражнения, чтобы эффективно решать задачу сокращения артикуляции. При этом будем опираться на рассмотренные модели и закономерности речевого общения. Понимая условность разбираемой ниже модели преобразований в структуре умственных действий, мы считаем ее анализ чрезвычайно полезным для обучающихся, ибо он дает наглядное представление о действительной эффективности упражнения с выстукиванием ритма. Кроме того, эта модель позволяет контролировать выполнение упражнения, видеть свои ошибки и недостатки.